Москва

Новое Донское кладбище 

СТЕПАНОВА Варвара Федоровна (1894-1958)

Русская, советская художница, выдающийся мастер русского авангарда первой половины ХХ века, прозванная «амазонкой русского авангарда», представительница конструктивизма, дизайнер и поэтесса, жена и соратница виднейшего представителя художественного авангардизма Александра Михайловича Родченко  (1891-1956).. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст (ВАРвара СТепанова). Ее имя часто связывают с именем Родченко, однако ее работы самобытны и оригинальны.

Варвара Степанова родилась в Ковно (ныне Каунас, Литва), в семье чиновника. В 1910-1913 годах училась в Казанской художественной школе, где познакомилась со своим будущим мужем и соратником Александром Родченко. Не окончив школу, переехала в Москву, где в 1915-1917 годах работала бухгалтером и машинисткой на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии К.Ф.Юона и М.В. Леблана. Впервые художница выставила свои работы (два эскиза декоративных панно) в 1915 году на выставке «Художники-декораторы в пользу раненых» в Галерее Лемерсье, в Москве.

Начало самостоятельного пути Варвары Степановой в искусстве совпало с революцией. После Февральской революции 1917 года в Москве, при участии Александра Родченко и Варвары Степановой, был создан профсоюз художников-живописцев (Левая федерация). В этот период Степанова занималась живописью, графикой, писала стихи, в 1920-1924 участвовала в дискуссиях об элементах искусства, о конструкции и композиции, о конструктивизме, одна из создателей группы конструктивистов ИНХУКа (Института художественной культуры). Среди участников выставок экспериментально-аналитического направления в советском искусстве 20-х годов имя Варвары Федоровны Степановой впервые появляется в 1918 году, на первой выставке картин профсоюза художников-живописцев. 9 февраля 1919 года в Москве, в здании Музея изящных искусств на Волхонке открылась V Государственная выставка картин. Вместе с традиционными живописными работами - пейзажами, портретами, натюрмортами, деревянными скульптурами на этой выставке были показаны и не совсем обычные работы. Композиции В. Кандинского 1913-1917 годов, рельефы И. Клюна, составленные из различных материалов, "беспредметные композиции проектированных и окрашенных плоскостей" А. Родченко и, наконец, работы Варвары Степановой. В каталоге выставки они числятся как "4 цветописных графики книги "Ртны хомле". Впервые в истории художественных выставок были показаны экспонаты такого жанра, как визуальная поэзия, которой Степанова увлекалась в 1917-1919 годах. Поиск синтеза звука и цвета привел ее к "Цветописной графике" - размашисто написанным разноцветным буквам абстрактных стихотворений. В иллюстрациях к книгам "Ртны хомле", "Зигра ар" и «Глоболкым» (1918-1919) соединила темпераментную графику пятен и линий с жесткой фонетикой "заумной" поэзии, слагая графические композиции из «заумных» строк. В дальнейшем работы Варвары Степановой экспонировались на крупнейших выставках русского авангарда России (в частности на знаменитой московской выставке художников-беспредметников "5x5=25" 1921 года), и за ее пределами. Ранний творческий расцвет Степановой остался наиболее причудливо-игровым, анархически-стихийным

Наиболее популярен созданный художницей цикл неожиданных живописных и графических работ, объединенных общим названием "ФИГУРЫ" (1919-1920), основанный на геометрических элементах беспредметного искусства, остро-ритмичный и как бы «танцующий». В нем Степанова исследовала основные положения, схемы и повороты фигуры человека в динамике. Многие коллажи и композиции Степанова выполнила совместно с Родченко. Характерными для творчества художницы-авангардистки были также рукодельные, не рассчитанные на массовый тираж плакаты и коллажи тех лет.

В 1919 году Варвара Федоровна снабдила своими иллюстрациями-коллажами пьесу А.Е.Крученых Глы-Глы. В этих коллажах пародироваись композиции "левых" художников – К. Малевича, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, М. Матюшина и других.

Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда (декорации и костюмы к пьесе «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина в театре В.Э.Мейерхольда, 1922; декорации в кинофильме«Отрыв», 1926).

Варвара Степанова выступила также и как радикальный новатор текстильного дизайна, вместе с Любовью Поповой исполнив 150 рисунков для Первой ситценабивной фабрики (1924–1925), где незримо первенствует легкий и изящный образ артиста, как бы излучающего в геометрических узорах свою творческую энергию. Как дизайнер, участвовала в выставках: Декоративных искусств и художественной промышленности (1925, Париж), "Бытовой советский текстиль" (1928, Москва) и других.

В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов Степанова отстаивала независимость нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле. В 1923 году, как дизайнер, она опубликовала в журнале «ЛЕФ» свою программную статью "Костюм сегодняшнего дня - прозодежда". С 1924 года Варвара Федоровна была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские).

Совместно с А.М. Родченко она оформила панно Дома Моссельпрома в Москве, построенного в 1923 году в Калашном переулке, около Арбатской площади.

В первые годы советской власти Степанова вошла в число наиболее активных художников-«общественников» авангардного направления. Она служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1919-1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры (ИНХУК; 1920-1923), преподавала в студии ИЗО Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской (1920-1925) и во ВХУТЕМАСе (1924–1925). Была членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

Степанова, вместе с Родченко являлась активным членом группы «ЛЕФ». В журнале «Кинофот» (1922), а затем в журналах «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» (1923-1927), как художница и художественный редактор, она постоянно занималась масс-медийным дизайном. В дальнейшем (1926-1932) она продолжала эту деятельность в журналах «Советское кино», «Современная архитектура», «Смена», «Книга и революция», "Радиослушатель", "Красное студенчество", "За рубежом", и др.

Член МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года.

С начала 1930-х годов, по мере усиления партийно-административного руководства советским искусством, вольная футуристическая «заумь» в творчестве Степановой последовательно вытеснялась строгим соцреалистическим агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. В последующий период жизни художницы её редакционная деятельность (в основном для издательства «Изогиз») уже всецело доминировала над художественной.

В 1933-1934 годах Варвара Степанова служила художественным редактором в Партиздате ЦК ВКП(б). В 1930-х - 1950-х годах она оформила – часто в сотрудничестве с Родченко - много агитационно-политических альбомов («Заветы Ленина женщинам всего мира», «Итоги первой пятилетки», «Первая Конная», «Красная армия», «Советская авиация», «Совхозы», «10 лет Узбекистана», и др.) и более 10 тематических номеров журналов «СССР на стройке».

В конце 30-х годов, как и Родченко, Степанова вернулась к живописи.

В 1941-1943 годах художница была в эвакуации в городе Пермь, оформляла «Окна ТАСС» и выставки Государственного Литературного музея. В послевоенные годы она работала над фотоальбомами "Москва", "Московский метрополитен", «25 лет Казахской ССР», оформляла журнал "Советская женщина".

Умерла Варвара Федоровна Степанова в Москве 20 мая 1958 года. Похоронена на Новом Донском кладбище (участок 4, вблизи конторы кладбища, к западу от неё), вместе с ушедшим из жизни полутора годами раньше Александром Михайловичем Родченко. 


 

Степанова В.Ф. Две фигуры. 1920

 

Степанова В.Ф. Танцующие фигуры на белом фоне 1920

Степанова В.Ф. Иллюстрация к рукописной книге Ртны Хомле.

 

Москва. Дом Моссельпрома вблизи Арбатской площади с панно работы А.М. Родченко и В.Ф. Степановой.

Сделать бесплатный сайт с uCoz