Москва

Новое Донское кладбище 

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878-1934)

Выдающийся российский и советский педагог- экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Родился 1 (13) июля 1878 года в селе Воронино, Духовщинского района Смоленской области, в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году Станислав окончил Московскую гимназию. Из гимназии он вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.

В 1903 году Станислав Шацкий окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета,  потом учился в консерватории, затем поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию, где стал любимым учеником К. А. Тимирязева.

С.Т. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. В реальности, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения, его влекло в педагогику, к детям.

Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы - земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать. Судьбоносной оказалась встреча с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы. Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко в 1905 году небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов. Шацкий, Зеленко и другие педагоги создают первые в России внешкольные учреждения для детей на рабочих окраинах. Основанные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).

На базе приюта в 1906 году было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент», главной своей целью ставившее удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. На средства, собранные среди крупных предпринимателей - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Николаевна Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником.

Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. B обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения.

Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а сам Станислав Теофилович Шацкий арестован. Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество - «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее  традиции «Сетлемента». Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его соратникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности. Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.  Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде. Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914, совместно с В. Н. Шацкой).

«Бодрая жизнь» стала затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период Гражданской войны: ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь» (выполнявшая функции методического центра отделения), бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.

Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы. Но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.

Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».

Деятельность станции получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Владимир Ильич Ленин, сказал о Шацком: «Другие только болтают, а он дело делает».  

С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь  школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

В 1928 году С.Т. Шацкий по рекомендации Н.К. Крупской вступил в коммунистическую партию. При этом русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что такой шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история - лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. В то же время ученый-педагог постоянно подвергался политической травле со стороны коммунистических ортодоксов, задававших тон в «соцвосе» -  то как «представитель правого крыла московских педагогов», то, как толстовец. Станислав Теофилович своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.

С 1929 года С.Т. Шацкий – член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932 году, после расформирования опытной станции, он становится ректором Московской консерватории и одновременно директором  Центральной педагогической лаборатории. По его предложению при Московской консерватории создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. После кремации в Донском крематории урна с его прахом была захоронена в стене главного зала крематория, с левой стороны (если стоять спиной к входу). В 1978 году урну перезахоронили непосредственно на Новом Донском кладбище, в одной могиле с его женой и многолетней сподвижницей, выдающимся педагогом,  крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей Валентиной Николаевной Шацкой (1882-1978). Могила находится за зданием бывшего крематория, у стен колумбариев 50-х годов. Чтобы пройти к могиле Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, нужно обойти здание бывшего крематория справа (если стоять спиной к воротам), а затем идти вдоль наружной стены колумбариев 50-х годов, которые при этом окажутся слева. Могила располагается у подножия стены.

К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.

Одна из средних школ города Обнинска (Школа № 1) носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.

 

Памятник С.Т. Шацкому в городе Обнинске Калужской области

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz